Все мы помним, сколько внимания Анастасия уделяла предпринимателям, очень много говорила об очищении помыслов, рекомендовала создать союз предпринимателей с чистыми помыслами.
И мы прекрасно помним, что вышло у Владимира Мегре, когда он попытался его создать. Так каким же он должен быть, этот союз предпринимателей?
Однажды, на конференции в Одессе, я услышала выступление Сергея Перелыгина, который как раз занимался этим вопросом. Смысл выступления сводился вот к чему: "так ведь предприниматели с чистыми помыслами - это мы с вами, создатели Родовых поместий!"
Позже мне в руки попала статья Владимира Лобачёва, из экопоселения «Кореньские родники» Белгородской области "Предпринимательство: как лучше организовать или как избежать некоторых ошибок в экологическом поселении". Надеюсь, он не будет против, если я, с некоторыми сокращениями, размещу эту статью здесь, на страничках нашей группы.
"Многие помнят высказывание героини книг В.Мегре Анастасии о предпринимателях, о том, что именно они будут организаторами первых поселений. И это действительно во многих местах происходит.
Есть ли отличие классического современного предпринимателя и предпринимателя – создателя своего поместья в экологическом поселении? Конечно есть. Это, в частности, бóльшая ответственность перед окружающей природой, людьми, и в первую очередь перед своими соседями в поселении. Живя в городе мы не чувствуем ответственности перед своим соседом по лестничной площадке и тем более перед всеми жителями города. В экологическом поселении мы дорожим отношением соседей. Ведь, если все твои соседи по поселению твои друзья, то и в поместье приятней жить. Часть их благотворной энергии переходит на улицу, по которой ты ходишь, на твоё поместье, и в трудную минуту помогут, и радость разделят.
Что же может произойти, если я найду (придумаю) хороший бизнес с «чистыми помыслами», т.е. не наносящий вред природе и здоровью людей? Ну заработал я денег, построил добротный дом, посадил деревья, в т.ч. редкие (а значит дорогие) крупномеры, засеял разнообразной травой почти весь участок (тоже копеечку стоит), купил автомобиль внедорожник, чтобы добираться и в непогоду пока хорошей дороги нет (тоже немалые деньги). И всё вроде хорошо. Наконец-то можно пожить помещиком. Вот только соседи стали почему-то реже заходить в гости, разговоры сводятся к односложным ответам. Но разве я виноват, что думал о поместье, вкалывал по 14 часов, а соседи больше любовались природой и работали за гроши?
Вывод первый: нельзя построить счастье «в отдельно взятом» поместье. Трудно быть счастливым, когда у соседа серьёзные проблемы. А вот когда вокруг счастливые люди и есть реальная возможность увеличить достаток живя в поместье, то и жить веселее.
Предположим, что я оказался «очень сознательным» – организовал бизнес и дал работу всем желающим поселенцам, причём бьюсь-верчусь, но плачу всем «нашим» хорошую зарплату. Через полгода-год я испытываю двойное чувство: гордость за себя, что смог многим помочь и смутное недовольство. Сосед-начальник и сосед-подчинённый – это как мина: может в любой момент рвануть. Хотя может и пронесёт. Но, как говорится «надейся на лучшее, а будь готов к худшему».
Второй вывод достаточно прост: у соседей нежелательны отношения Начальник – Подчинённый. Все равны – и на отдыхе и в работе. Никто ни кому не отдаёт приказы. И даже широкоизвестная в узких кругах «Система Чартаева», на мой взгляд, не подходит для строителей родовых поместий.
Возможен и третий самый простой и удачный вариант (на первый взгляд), но таящий подводные камни. У меня и у моего соседа есть хорошая бизнес-идея. Но у меня мало денег, да и немного боязно одному осуществлять. Вот с кем-нибудь из единомышленников – было бы здорово. Рассказал соседу Виктору. Он горячо поддержал и предложил финансовый вклад и свою помощь. А другой сосед Пётр предложил свой опыт и связи. Всё отлично складывается. На первых порах всё бурлит: совместные планы, идеи, действия. Причём всё вместе и сообща – любой вопрос. Проходит год. За это время выясняется, что Виктор, который дал денег, почти не участвует в проекте, по крайней мере, мне кажется недостаточно, в отличие от Петра. Тот пробил каналы, дал рекламу, договорился с покупателями наших услуг. Одним словом молодец. По итогам года подсчитали наш финансовый результат, и встал вопрос, как распределять заработанные деньги. По результатам вложенных средств, идей или практическим шагам? И тут мнения могут разделиться – каждый считает свой вклад достаточно весомым, а вот вклад других явно маловат. Да и весь прошедший год мы об этом думали, только не говорили друг другу, боясь обидеть. В результате выяснения отношений мы перестали понимать друг друга и уже не хотим быть партнёрами. А как делить имущество и клиентов? И тут кто-то решает, что «мой сосед оказывается не достаточно осознанный» или «ничего не понимающий в бизнесе».
Что же происходит? Очень много может быть причин, но главная, на мой взгляд, не достаточно проработанный образ будущего. Кроме понятия, что эта деятельность принесёт выгоду.
Вывод третий. Прежде чем организовывать совместную финансовую, т.е. предпринимательскую деятельность – надо чётко продумать: кто и что делает, как и в какие сроки; когда и как распределяется прибыль (в худшем случае – убытки). А самое главное – что делать, когда кто-то станет меньше уделять внимания проекту, или что-то будет делать не так, как решали ранее? На практике никогда не бывает, что два человека одинаково понимают всё до мелочей и одинаково вкладывают труд. Все мы разные – и это здорово. Сами по себе совместные деньги очень рискованная вещь. И не создав яркий образ, который их будет держать «в ежовых рукавицах», они будут стараться разрушить дружеские отношения.
Что же делать? По отдельности плохо, вместе – тоже.
Ответ мне подсказал Сергей Перелыгин на семинаре «Предпринимательство переходного периода». Причём мысль улеглась (ярко оформилась) лишь через три месяца. Даже ради одного этого стоило его послушать.
Эту систему он назвал «холдинг» и объяснил, от каких хлопот можно таким образом избавиться и законно «обмануть» систему. Но эта же система может сохранить и добрые отношения с соседями и не нарушить ни чью свободу.
Лучше это показать на примере «зелёного туризма». Что хочет «зелёный» турист? Посмотреть природные достопримечательности, заповедные места, диких животных, немного краеведения, народные костюмы и обряды, увидеть народные промыслы. Ну и естественно: заранее знать программу, чтобы его кто-то доставил до места, после экскурсий предложил сувениры, накормил и возможно предоставил ночлег. Если упрощённо – на каждое направление нужен человек, плюс гид или экскурсовод, плюс человек, который всё это соберёт до кучи (организатор), т.е. составит программу, плюс ещё один человек, который всё это «раскрутит» или сделает рекламу и примет заявки от туристов. Как можно организовать? Кто-то один или группа продумывают идею и как черновик выносят на обсуждение коллектива поселенцев. После возможных доработок определяется – кто чем хотел бы заняться в данном проекте, т.е. что по душе. Кто-то мастер в кулинарном искусстве, кто-то готов показать резьбу по дереву, кто-то экскурсовод и т.д. Коллектив сформирован. Затем каждый оценивает свои услуги. Исходя из обсуждения, инициаторы всё забивают в туристическую программу и предлагают туристам. После посещения туристов, полученный доход распределяется «кассиром» согласно ранее составленной сметы. Всё управление добровольно-горизонтальное, хотя большая ответственность всё равно на организаторе. В любой момент «новичок» может предложить что-то свое, и это включается в программу. С другой стороны, можно легко выйти из проекта, предупредив заранее остальных. Такая предпринимательская кооперация является довольно гибкой и демократической (человечечной) системой, способной, на мой взгляд, не только сохранить дружеские взаимоотношения, но и сплотить коллектив совместной деятельностью.
Совместная деятельность – это здорово.
Совместные деньги – это не зло, но постоянная провокация."
На мой взгляд - союз предпринимателей с чистыми помыслами - это и есть взаимодействие предпринимателей различных поселений, в которых - каждый поселенец может внести свой посильный вклад в развитие как своего поселения, так и развитие всего движения в целом.