Форму существования и сознание, определяющее эту форму, мы привыкли называть образом жизни.
Что скрывается за термином - экологический образ жизни?
В обычном понимании он включает, по крайней мере, два компонента: природосберегающее и здоровьесберегающее существование. Со здоровьем все в порядке, подавляющее большинство населения готовы поверить, что здоровье - реальная культурная и биологическая ценность. Это хорошо подтверждается собственным эмоциональным опытом и требует небольшого числа косвенных доказательств (например, экономической эффективности здорового работника или сексуальной привлекательности). Намного сложнее обстоит дело с природосберегающими ценностями. Именно они часто входят в конфликт с традиционной жизненной практикой. Природосберегающее поведение человека в наше время представляет собой набор ограничений и "компенсационную" активность, т.е. ряд природовосстановительных мероприятий. Эта задача может быть решена как централизованно, специальными общественными службами, так и индивидуально. Примерами компенсационной деятельности могут быть биоинтенсивное сельское (приусадебное) хозяйство, рециклизация отходов, использование нетопливной энергии, в том числе ручного, а не машинного труда и т.п. Она дает человеку пищу для самореализации и самоутверждения, может быть экономически целесообразна. Главным камнем преткновения является ограничение своих возможностей. Идея ограничения предполагает контроль человека над своими желаниями и интересами, что для большинства людей не характерно.
Культура контроля и ограничения может быть создана при определенном образовании и воспитании (примером могут служить практически все религии), но современное общество европейского типа не заинтересовано в идее самоограничения.
Чем меньше человеку надо от мира, чем меньше его экономическая и психологическая зависимость, тем сложнее им управлять. С другой стороны, для сильно структурированного и специализированного общества (такого, как европейское) управление необходимо. А в ситуации, когда знание легко доступно, когда в школе на уроках разбирают принципы работы атомной бомбы и устройство автомата Калашникова, потеря управления грозит немалыми неудобствами. Поэтому в целом общество заинтересовано "посадить" человека на "стройную систему" желаний и стереотипов потребления. Одновременно предлагая и схему социально-приемлемых решений. В итоге с одной стороны общество понимает необходимость самоограничения, с другой стороны, реализация этой идеи разрушит само общество (потребует реформации его экономической, политической, информационной структуры). На первый взгляд ситуация не имеет выхода: сейчас ни мы, ни Европа, ни Америка не готовы реализовать идею ограничения. Нет ни теории, ни экспериментальной практики, которую можно было бы распространить на большую группу населения.Однако несправедливо говорить, что поиск новых форм выживания совсем не ведется. Существует большое число общин (по всем материкам больше 200), организаторы которых осознают себя как общины нового поколения - "экодеревни" или в более широком смысле - УСТОЙЧИВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ. Много интересного можно узнать здесь: http://www.gen-europe.org/about_us/russian/index.html
А я познакомлю вас с некоторыми из них более подробно.