На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новая цивилизация

1 198 подписчиков

Рефрейминг – трансформация смысла

С английского «reframing» дословно переводится как «изменение рамы картины» или «изменение картины в раме». Рефрейминг означает изменение смысла, способность посмотреть на явление с другой стороны.

Рефреймингом называют изменение эмоционального отношения к явлению, проблеме или предмету. При рефрейминге сущность предмета, проблемы, явления остается прежней, но словесно они приобретают другое оформление.

Есть такая поговорка: «Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней».

Наглядно продемонстрировать рефрейминг может, например, фотография одного и того же человека в паспорте, на доске почета и обрамленная как икона.

Можно ли утверждать, что дождь сам по себе несет определенный смысл? Плохо, если вы промокли и простудились, но хорошо, если дождь увлажнит землю после засухи.

Примеры рефрейминга можно найти в сказках и анекдотах. Гадкий утенок становиться прекрасным лебедем, а царевна-лягушка превращается в девушку-красавицу. В анекдотах на ситуацию смотрят под другим углом или перемещают ее в другие обстоятельства.

Существует два вида рефрейминга:

  • рефрейминг контекста
  • рефрейминг содержания

Рефрейминг контекста

Определенное поведение (поступки, мышление) уместно в определенных ситуациях.

Например, появившись летом в центре города на лыжах, вы вызовите искреннее удивление окружающих. Такое же непонимание возникнет, если зимой вы появитесь на лыжной трассе без лыж.

Проблемы, решаемые с помощью рефрейминга контекста, имеют схему – «Кто-то слишком (излишне, крайне) «А», где «А» - какое-то отрицательное свойство.

Чтобы изменить контекст нужно задать вопрос:

«Когда (в каком случае, с какой точки зрения, при каких обстоятельствах) это поведение было бы уместным (положительным, полезным)?».

После ответа на этот вопрос, можно предложить новый взгляд на вещи, начав со слова «зато».

«Он слишком вспыльчив и несдержан! - Зато он откровенен».

Полезные результаты можно получить, если немного изменить формулировку вопроса: «Когда это было бы смешным?».

В детстве мы использовали рефрейминг контекста сами того не осознавая. В ответ на замечание могли продолжить фразу: «… - раздался голос из помойки». На оскорбление отвечали: «Приятно познакомиться. А меня зовут Петя». И тем самым защищали себя психологически.

Кроме этого, рефрейминг помогает научиться смеяться над собой и избавиться от комплексов. Для юмористов это вообще любимый прием, так как позволяет легко изменить смысл короткой фразы:  

       Назвался груздем – лечись дальше  

       Одна голова – хорошо, а две – мутация

Когда находится подходящий контекст, меняется отношение к предмету, а значит и дальнейшее поведение.

Изменение смысла оказывает заметное влияние на мысли и действия окружающих.

 

Рефрейминг содержания

Рефрейминг содержания используют, когда проблему можно описать по схеме «Когда происходит …, я ощущаю …». Происходит - событие, имеющее негативный смысл, а то, что человек ощущает – это негативное отношение к этому событию.

Проблема заключается в самом событии. Следовательно, нужно найти в нем положительный смысл, а это изменит отношение к нему.

Например, часто можно услышать такую фразу: «Когда он опаздывает, меня это расстраивает». Изменив смысл события, получим совершенно другие чувства: «Это же хорошо, значит, он тщательно готовиться к встрече с Вами».

Рефрейминг смысла полезен, когда говорят: «Я сильно нервничаю, когда вижу, что ничего не получается»; «У меня опускаются руки, если я не успеваю закончить работу».

Чтобы поменять смысл этих проблем, задайте вопросы:

     «Что еще это может означать?»

     «Что положительного в этом?»

Рефрейминг отлично используют политики. Одни и те же экономические показатели они могут трактовать как ухудшение и как улучшение, в зависимости от того, какую цель преследуют.

Трансформацию смысла используют в рекламе и торговле.

Пользуетесь этим средством – значит, вы отличная хозяйка, заботитесь о своих родных и умеете экономить. Пьете это пиво – значит, вы настоящий мужчина, у вас отличный вкус.

 

Источник

Картина дня

наверх