- Вспомните, какие произведения называют «робинзонадами». Докажите, что «Таинственный остров» — «робинзонада».
«Робинзонадами» называют произведения, повествующие о том, как человек справился с самыми неблагоприятными условиями, встретившись один на один с дикой природой. Именно это происходит и с героями «Таинственного острова».
Им удается не только выжить, но и организовать трудовую жизнь на ранее безжизненном острове. Тот коллектив, который возник, радует читателя не только своими успехами, но и той дружбой, которая связала воедино очень разных людей.- Кто из героев «Таинственного острова» настоящий лидер и руководитель этого сообщества робинзонов? Как решают этот вопрос сами невольные робинзоны?
Ни у одного читателя никогда не возникало сомнения в том, что лидер на «Таинственном острове» — Сайрес Смит. В этом же были уверены и все, кто оказался на этом острове. Так определяется личность лидера: не желанием человека командовать, а тем, что окружающие, не раздумывая, с ним соглашаются и принимают его решения.
- Кто из героев романа представляется вам самым привлекательным? Кто самый лучший и преданный друг? Кто самый хладнокровный человек? Кто одарен технически? Попробуйте описать круг профессий, которыми владеет каждый из героев.
Оценки героев читателями не всегда бывают одинаковыми. Однако при обсуждении качеств героев, которые оказались на таинственном острове, мнения часто совпадают: все они представляются равно привлекательными людьми именно потому, что им удалось стать дружным коллективом. Способность дружить, надежное чувство локтя обеспечивают им такую оценку.
Те, кто любит технику, с особым вниманием относятся не к герою романа, а к самим техническим решениям.
На острове у героев возникают десятки обязанностей и появляется множество сфер деятельности: строительство, изобретальство, забота о растениях, животных, приготовление пищи, обустройство быта… И каждый человек может освоить любую из них, но любит обычно лишь некоторые. Например, Герберт, пристрастия которого еще не определились, тяготеет к тому, чтобы помогать своим друзьям в любой работе.
- Назовите качества, которые отличают Сайреса Смита, Гедеона Спилета, негра Наба, моряка Пенкрофа, юного Герберта. Есть ли у них качества, общие для всех?
Проще всего решить, что дружбу на этом затерянном острове каждому помогает сохранить сознание, что они одни в этом бескрайнем океане и никто больше им помочь не может. Но кроме этого большую роль играют личные качества каждого из членов сообщества: яркий организаторский талант Сайреса Смита, сила и преданность его слуги негра Наба, неизбывная энергия журналиста Гедеона Спилета, навыки моряка, которыми владел Пенкроф, юношеский энтузиазм Герберта. Однако можно еще обозначить их общее свойство — порядочность и чувство взаимной выручки.
- Создайте устные портреты героев романа «Таинственный остров».
Чаще всего устный портрет создают своему ровеснику Герберту. Но не раз это задание подвергалось критике, поскольку среди имен героев романа нет капитана Немо — гениального индийского ученого. А именно он играет огромную роль во всех тайнах, которые связаны с этим островом.
Портрет Герберта чаще всего воссоздают девочки, которые готовы его нарисовать по идеальным канонам: стройным, стремительным, легким в движениях, умным, смелым.
Вторым по популярности героем можно считать моряка Пенкрофа, поскольку внешний облик моряка чаще всего связан с матросской формой, которую нетрудно представить: тельняшка, брюки клеш, особый головной убор.
Те же, кто требовал включить в галерею портретов и капитана Немо, описывали его, вспоминая романы не Жюля Верна, а Александра Дюма: задрапированным в какие-то особые одежды и очень таинственным.
- Первая глава романа «Таинственный остров» начинается с диалога. Попробуйте решить, кому принадлежат реплики начала романа:
«- Поднимаемся?
- Какое там! Книзу идем!»
Докажите свою правоту.
Вопрос, скорее всего, принадлежит мистеру Сайресу. Наверное, он спрашивает не столько потому, что не может сам оценить ситуацию, сколько потому, что стремится заставить всех быть крайне внимательными к происходящему. Может быть, он даже пытается несколько успокоить своих спутников. Но ответ, судя по его решительности, скорее всего, принадлежит моряку Пенкрофу, потому что он быстрее других мог оценить ситуацию над ревущим морем.
Однако вопрос может принадлежать и Спилету, который как журналист всегда стремится быстрее оценить ситуацию.
- Напомним вам, что основными темами в творчестве Жюля Верна были освоение Арктики и завоевание обоих полюсов, подводная навигация, авиация и воздухоплавание, использование электрической энергии, межпланетные путешествия. К какому из этих направлений отнесем мы «Таинственный остров»?
Среди произведений Жюля Верна «Таинственный остров» занимает особое место. Хотя он входит в трилогию лучших романов писателя (в нее входят также «Двадцать тысяч лье под водой» и «Дети капитана Гранта»), он все же отличается тем, что немного связан с темой подводной навигации, немного — с воздухоплаванием, немного — с использованием электрической энергии. Все это разнообразие проблем и вопросов объяснимо — перед нами еще одна «робинзонада». А «робинзонады» требуют решения множества проблем. Но более всего вспоминают этот роман, когда говорят о том, каким хорошим может стать мир, когда люди сумеют на нем мирно жить. Именно потому, что маленький коллектив обитателей острова сумел создать свой мир тружеников, этот роман называют утопией.
Справка. Утопия — у этого слова два значения: 1) место, которого нет; 2) благословенное место. Само слово стало обозначать идеальное общество, когда Томас Мор создал книгу о жизни на сказочном острове, который назвал Утопия.
- Кто был таинственным помощником героев?
Таинственным помощником героев романа был капитан Немо, о чем с самого начала догадываются те, кто прочел не только этот роман, но и два предшествующих произведения трилогии.
- Подготовьте описание самого трудного технического решения, которое приняли жители острова.
Перед обитателями острова одна за другой вставали достаточно трудные проблемы, и не только технические. Каждая из них при ее появлении казалась неосуществимой, а затем переходила в разряд уже решенных проблем.
Так что при обсуждении этого вопроса не стоит искать только Одного конкретного решения. Ведь для вынужденных робинзонов все было проблемой: создание жилья, отопление, освещение, способы приготовления пищи… Отвечая на этот вопрос, можно подумать и о том, решение какой из проблем было бы интересно и доступно каждому из учеников. Здесь возможен выбор ответа в зависимости от ваших интересов и возможностей.
- Что в этом романе от технической смекалки и знаний, а что — от научной фантастики?
История того, как путешественники обустроились на необитаемом острове, предлагает описание того, как возможно выживание коллектива в трудных условиях. Для рядового шестиклассника все решения и находки этих отважных людей могут представляться решениями из области научной или даже ненаучной фантастики. Но для некоторых учеников со спортивной подготовкой и тренировкой или навыками в области техники многое покажется доступным. Например, вопрос о сооружении жилища в условиях, в которые попали герои, для опытных туристов не проблема. Так что ответ требует оценки собственных возможностей. Для одних ответ — возможность показать свою подготовленность устроить свой быт в условиях экстремальных, непривычных. Для других — сигнал, который подсказывает необходимость овладения приемами выживания в нестандартных условиях.
- Считаете ли вы, что и для сегодняшнего дня роман остается научно-фантастическим, или он стал только приключенческим романом?
О Жюле Верне говорят как о писателе, который предсказал многие открытия последующих лет. Однако, если открытие уже осуществлено, а его результаты вошли в обиход людей, оно перестает считаться чем-то недостижимым. И рассказ о технических решениях, которые стали привычны для сегодняшнего дня, может специально не возникать. Нельзя же обсуждать возможность существования подводной лодки, когда такие лодки давно бороздят океаны. Поэтому многие романы Жюля Верна сейчас мы воспринимаем как приключенческие произведения.
- Составьте краткий словарик терминов, которые используют колонисты, осваивая остров.
Подумайте о том, одинаковый ли словарик вы могли бы создать, описывая каждого из колонистов. Наверное, сразу же ясно, что у Сайреса Смита и у его слуги Наба словарный запас различен и по содержанию и по объему. Но освоение острова требовало от всех участников общих усилий. При этом возникала потребность в употреблении новых слов — при общей работе каждый должен был понимать своего соучастника в этом труде. Так, в том словарике, который можно создать для колонистов, могут быть разделы слов, связанных с их деятельностью: «Словарик строителя», «Словарик ботаника», «Словарик морехода», «Словарик метеоролога»…
- Сопоставляя произведения Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и «Таинственный остров» Жюля Верна, составьте словарики робинзонов (по вашему выбору): «Словарь первого дня Робинзона», «Словарь первого дня на таинственном острове», «Словарь Робинзона-строителя», «Ботанический словарик двух «робинзонад» и т. п.
Выбирайте такой словарь, который помог бы обогатить вас словами в соответствии с вашими увлечениями. Еще лучше, если вы сами придумаете название словаря.
Работа по составлению словаря требует перечитывания текста, внимательного отбора слов, которые вошли в ваш активный словарь, в ежедневный обиход. При этом словарики вовсе не должны представлять собой набор незнакомых слов. Слова «топор» и «пила» не могут быть исключены из словаря строителя, а «зерно», «пшеница», «виноград» — из словаря ботаника.
- Как вы оцениваете команду таинственного острова? Можно ли назвать членов этой команды «друзьями по несчастью» или настоящими друзьями?
Если в начале своего приключения люди, попавшие на таинственный остров, были всего лишь «друзьями по несчастью», то совместная борьба за выживание сплотила их и превратила в замечательный, сплоченный коллектив. Этот путь создания коллектива в совместном труде и преодолении трудностей всегда вызывает уважение читателя и стремление подражать этим чудесным людям.
по материалам сайта
http://iessay.ru/ru/writers/foreign/v/vern/kontrolnye-vopros...
Мне было бы интересно отвечать на эти вопросы при создании эко-поселения, очень многое тогда видится в другом свете, чтобы не набирать кого попало.
Мнение о писателе может немного открыть и часть интервью печатаемое с сайта
http://www.lib.ru/RUFANT/BRANDIS/int_jv.txt_with-big-picture...
.....
Ведь во многих ваших романах содержатся удивительно точные предсказания научных открытий и изобретений - предсказания, которые постепенно сбываются...
- Вы преувеличиваете. Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки.
Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии...
Настойчивой журналистке Мэри Беллок захотелось во что бы то ни стало увидеть собственными глазами замечательную картотеку писателя. Жюль Верн очень неохотно допускал посторонних в свое тайное тайных, но на этот раз сделал исключение. Он предложил гостье подняться по узкой винтовой лестнице, показал ей свой более чем скромный рабочий кабинет, расположенный в круглой башне, провел по коридору, увешанному географическими картами, и отворил дверь в библиотеку - просторную светлую комнату, уставленную вдоль стен высокими книжными шкафами, с громадным столом посредине, заваленным газетами, журналами, бюллетенями научных обществ и всякими периодическими изданиями.
В одном из шкафов вместо книг оказалось множество дубовых ящичков. В определенном порядке в них были разложены бесчисленные выписки, заметки, вырезки из газет и журналов, наклеенные на карточки одинакового формата. Карточки подбирались по темам и вкладывались в бумажные обертки. Получались несшитые тетрадки разной толщины. Всего, по словам Жюля Верна, у него накопилось около двадцати тысяч таких тетрадок, содержащих интересные сведения по всем отраслям знаний. "Его библиотека, - пишет Мэри Беллок, - служит исключительно для пользования, а не для любования. Тут вы встретите сильно подержанные издания сочинений Гомера, Вергилия, Монтеня, Шекспира, Мольера, Купера, Диккенса, Скотта. Вы найдете тут и современных авторов.
.........
- Ваши герои всегда путешествуют. Ну, а сами вы, мосье Верн, разве вы не любите путешествовать?
- Очень люблю, вернее, любил. В свое время я проводил значительную часть года на своей яхте "Сен-Мишель". Я дважды обошел на ней Средиземное море, посетил Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию, заходил в африканские воды... Эти поездки очень пригодились мне при сочинении романов.
Я побывал даже в Северной Америке. Это случилось в 1867 году. Одна французская компания приобрела океанский пароход "Грейт-истерн", чтобы перевозить американцев на Парижскую выставку... Мы посетили с братом Нью-Йорк и несколько других городов, видели Ниагару зимой, во льду... На меня произвело неизгладимое впечатление торжественное спокойствие гигантского водопада. Поездка в Америку дала мне материал для романа "Плавающий город"...
- Как вы относитесь к спорту?
- Разумеется, положительно.
- А какой вид спорта предпочитаете?
- Из того, что я говорил, легко догадаться: парусный. Когда-то я был искусным яхтсменом.
- А есть ли какой-нибудь вид спорта, который вы не одобряете?
- Автомобильные гонки. Это безумный спорт, и я очень сожалею, что он получил такое распространение. Каждый владелец автомобиля рискует головой. Автомобили загрязняют воздух. В этом новом увлечении я вижу признак деградации современного цивилизованного общества. Ничего, кроме модного декадентства и умственного оскудения, я в этом виде спорта не усматриваю... Пешеходы теперь подвергаются опасности даже на амьенских улицах. Когда я выхожу из дому, любезные прохожие то и дело предупреждают меня: "Внимание, мосье Верн, автомобиль идет!"