На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новая цивилизация

1 199 подписчиков

Экзотический соробан поможет детям включать одновременно оба полушария мозга

Недавно в Интернете наткнулась на видео: 4-летняя малышка под диктовку мамы бегло решает в уме математические примеры на сложение и вычитание…

Что такое соробан и с чем его едят?

Есть в Интернете и еще видео, на котором с впечатляющей скоростью 7-летняя девочка устно решает сложные примеры. Попробовала поспеть за ней — не получилось, сбилась на четвертом действии. Сразу подумалось, что это монтаж или какой-то фокус. Оказалось, нет. Эти юные «вундеркинды» — ученики школы устного счета «Соробан», которая открылась в Днепропетровске в сентябре этого года. В чем суть этой методики, чем она отличается от обычной школьной, «Горожанину» рассказал директор и учитель школы «Соробан» Юрий Александрович Новоселов.

Необычная школа находится на жилмассиве Победа-6. Пока что она состоит из двух учебных классов и комнаты ожидания для родителей. В классах — светло и уютно, но они практически ничем не отличаются от привычных: маленькие парты, компьютер, доска, на стенах нарисованы замки со сказочными героями. Отличие одно: на стене возле доски — странного вида счеты, где на один ряд приходится не 10 косточек, как обычно, а 5.

– Здесь раньше был детский центр, так что эта красота осталась с тех времен, — показывает на разукрашенные стены Юрий Александрович. – Обучению не мешает, а глаз радует.

– Объясните, что такое соробан и откуда это название.

– Сама система обучения пришла к нам из Японии. По-японски соробан означает счетная доска, или счеты. Ведь в основе системы — именно они.

- То есть в эпоху смартфонов и суперкомпьютеров вы учите детей при помощи счетов?

- Я не учу детей математике. Математике отлично учит школа. То, что в названии стоит «устный счет», — всего лишь надводная часть айсберга. Это наглядный, яркий и конкретный результат, который можно пощупать, который показывает, что время потрачено не зря. И результат, не скрою, приятный.

- В чем же смысл этой школы, если не в обучении быстро складывать многозначные числа в уме?

- Откровенно говоря, смысла в быстром счете как в таковом я не вижу, сложные вычисления можно доверить компьютеру. Главное в этой системе – тренировка мозга. Простая аналогия: у нас есть подъемные краны и автомобили, но люди упорно ходят в спортзал, таскают тяжести, тренируют мышцы. Не для того, чтобы заменить собой погрузчик, а для своего собственного развития.

- Не мешают ли занятия у вас усвоению школьной программы? Не конфликтуют ли школьное образование и то, что даете детям вы?

- Это самый частый вопрос, который мне задают родители. Давайте продолжим аналогию со спортом. К примеру, ваш ребенок стал перворазрядником по метанию копья. Помешает ли ему этот спортивный разряд на уроке физкультуры? Знания, полученные у нас, никак не пересекаются со школой. Да, ребенку будет скучно решать в тетради пример «34+27», он его мгновенно решит в уме. Но хороший учитель порадуется за ребенка и с облегчением поставит ему «отлично».

 

Как развивать оба полушария?

– Если устный счет — не главное, если главное – развитие, то в чем оно заключается? Почему именно соробан, а не, скажем, решение кроссвордов? К чему такие сложности?

- Все логическо-математические задачи развивают только половину нашего мозга, а школа соробан развивает оба полушария одновременно. Известно, что за точные вычисления отвечает левое полушарие, а за образы — правое. Именно из-за неравномерного развития полушарий мозга мы получили известное всем деление людей на «технарей» и «гуманитариев». С самого рождения ребенок оказывается заложником своего генетического выбора и помимо воли больше использует свою самую сильную часть мозга, тренируя ее и тем самым увеличивая дисбаланс. Как же подтянуть слабое полушарие к сильному? Ответ на поверхности — надо заставить оба полушария работать в связке, одновременно.

- Так все же как у детей получается считать с такой скоростью?

- Вы видели счеты. Дети просто воображают счеты в уме и двигают на них косточки. То есть они берут образ (правое полушарие мозга) счетов и производят вычисления (левое полушарие мозга).

- Скажите, а как вы сами пришли к этой системе? Где о ней узнали?

- Как чаще всего бывает, всё началось со случайности. Я был в гостях у друга, он спросил, хочу ли я удивиться, и позвал семилетнего сына, который умножил в уме трехзначное число на однозначное. Я не просто удивился, я был ошеломлен и попросил познакомить меня с его учителем.

- То есть вы просто скопировали импортную японскую систему и внедряете у нас?

– Нет, не просто. Уже в конце первого месяца занятий я понял, что японский задачник слишком прост для наших детей. Пришлось забросить его и написать свой, повысив сложность более чем в 2 раза. Именно тогда дети оказались по-настоящему, по-боевому загружены.

- Ага, так сказать, школа для одаренных детей?

- Отнюдь. Мне сложно сказать, у кого будет получаться быстрее, а у кого медленней. Сейчас две девочки считают быстрее других. Одна – классический технарь, другая, по мнению ее мамы, вообще не способна к математике. Вот такие две разные звездочки у нас одинаково светят, — улыбается Юрий Александрович. — Я не занимаюсь репетиторством, не подтягиваю учеников по математике. Я даю другое. Ребенок, на котором в математическом плане поставили крест учителя и родители, вдруг понимает, что он может, причем больше, чем любой из его одноклассников, что учительнице математики Марье Ивановне даже не снилась такая скорость счета, что она сдается уже после 5-го действия. Он начинает верить в свои силы и работать. Работать всерьез. А это всегда дает результат. Может, он не станет великим математиком, но двери технического вуза перед ним будут открыты.

- А для детей-технарей?

- Я сам по складу технарь. Мое правое полушарие просто какой-то инвалид. У меня ужасная память на лица. Мне сложно нарисовать даже схему, как пройти в библиотеку. Я выбирал технический вуз, где не было черчения (а это непросто, поверьте). Как думаете, хотел бы я никогда не встречать таких проблем в жизни? Думаю, я ответил на ваш вопрос.

На практике

Оказывается, эта система счета уже очень давно распространена в Японии и уже набирает популярность во многих других странах. В Украине же наша днепропетровская школа стала первой.

– Я, честно говоря, не умею так считать и никогда не научусь, — говорит Юрий Новоселов. – 11 лет – крайний возраст для обучения, после – уже бесполезно. Во взрослом мозгу ассоциация «цифра — положение косточек на счетах» уже не выстраивается. Мои ученики уже обогнали меня на втором месяце. Но я этому очень рад.

Захотелось посмотреть, как же проходит урок. Заходим в класс, дети уже расселись по своим местам. Перед каждым лежат небольшие счеты. Учитель выставляет в компьютерной программе пример на 10 действий. Скорость вывода — 1 секунда на действие. Цифры начинают мелькать на телевизоре. После пятой цифры я сдалась, а дети хором прокричали ответ. Учитель вводит его в компьютер, и программа показывает счастливый смайлик. Все ответили правильно!

- Скажите, а что это они делали – какие-то жесты пальцами? – спрашиваю.

- Это они двигали воображаемые косточки на счетах. Еще одна связь: моторика пальцев — действие, — поясняет Юрий Новоселов.

Довольны результатами занятий и родители. Рискнув отдать ребенка обучаться по новой методике, они в один голос твердят, что не пожалели.

– Мой ребенок уже очень быстро решает примеры на однозначные числа, для него это вообще не составляет труда, уже переходим к двузначным, — рассказывает мама 6-летнего Никиты Татьяна. – Но результаты видны не только в математике. Никита ходит на шахматы, и недавно на турнире я заметила, что он начал переставлять фигуры левой рукой. Причем делал это так же естественно, как и правой. То есть у ребенка начали развиваться оба полушария.

– Да, я тоже обратила внимание, что у наших детей заработали левые руки, они начали ими рисовать и писать, — говорит мама 8-летнего Андрея Галина. – То есть они не только учатся, все это закрепляется в образах. Отметки в школе стали лучше не только по математике, но и по другим предметам. Моему сыну ходить сюда очень нравится. Хотя домашние задания очень объемные, делает он их с удовольствием.

– Наши бабушки вообще шокированы тем, как легко внуку дается «домашка» по математике, — улыбается мама 6-летнего Максима Оксана. – Результаты мы увидели уже после четвертого занятия.

Подробней о методике и о школе можно узнать на сайте www.soroban.com.ua

Юлия Рудая

Газета ГОРОЖАНИН

Картина дня

наверх