«Уровень развития речи ребенка зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме.
Для развития мелкой моторики нужно использовать различные упражнения с бумагой: складывать и разворачивать, скатывать и рвать, вырезать и склеивать, выполнять задания по оригами.
Перебирать пальчиками, отвинчивать и завинчивать, рисовать и штриховать и т.д.»
---складывание бумаги ширмочкой (или гармошкой).
Бумагу лучше использовать разной толщины. Начать лучше с тонкой цветной бумаги. Показав ребенку как складывать ширмочку, можно устроить соревнование, кто быстрее сложит. Или у кого будет длиннее ширмочка. Потом задание можно усложнить, взяв альбомный лист или картонный. Готовую ширмочку можно разукрасить, установить и провести небольшой пальчиковый театр.
---накручивание на карандаш ленточку бумаги.
Эти ленточки можно делать под новый год, как серпантин на елку. Бумагу сначала резать тонкими разноцветными полосками, потом накручивать на карандаш (как круглый, так и ребристый), а потом склеивать по длине, и играть, у кого длиннее. Готовый серпантинчик можно повесить на елочку.
---нарезание и склеивание тонких полосок.
Сначала ребенок учиться нарезать тонкие полоски. Дайте ему возможность самому нарезать как он сможет. А потом покажите, как их склеивать друг с другом, чтобы получилась цветная цепочка на елочку. Таких цепочек можно наделать любой длины и количества.
Максиму эта игра настолько понравилась, что мы с ним наделали более десятка цепочек из цветных журнальных листов (рекламных) и отнесли в ближайший детский садик и повесили им на елочки. Потом я слышала, как воспитатель говорила, что вот «спасибо, хоть кто-то помог им украсить елку» (там были какие-то украшения, но маловато. Еще и мы свои принесли. Нам не сложно, я им – приятно.
---разрывание и сминание мелких кусочков бумаги и сложение из них картинки.
Это игра противоположная остальным. Бумагу надо не порезать, а как попало порвать или помять кусочки. Дети такое любят! А уж потом из этих порванных кусочков сложить картину. Игра очень интересная, но сложная (лично для меня), на каждый кусочек надо включить отдельную фантазию и свою, и ребенка, и если все получится, то картина будет сложена.
Один из вариантов такой картины можно увидеть в журнале №13 «Юные Боги» Спичек бояться не надо. Без коробки они совершенно безопасны, и ребенку будет очень интересно с ними поиграть, тем более если до этого ему запрещено было брать их в руки. Коробочку лучше убрать, спички высыпать на стол и начинать складывать. Сначала простые фигуры – квадрат, треугольник, ромб, буквы «Л, П, Г» и т.д. ,
---выкладывание фигур из спичек.
А потом посложнее – звездочку, флажок, кораблик, елочку, домик, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д. Развивается подвижность пальцев рук, потому как процесс творения очень тонкий, сложный. Для более старших детей игра усложняется тем, что выложенные фигуры надо еще приклеить. Лучше брать плотную картонную бумага. Спички клеятся на обычный клей ПВА. Полученные композиции можно разукрасить красками или засыпать мелкой яичной скорлупой. (Яичная скорлупа предварительно сваренного яйца мелко крошится в любую тару. Потом, когда, например, кораблик из спичек приклеен, палубу густо смазать клеем и посыпать яичной скорлупой. Скорлупа прекрасно приклеивается. Лишнюю стряхнуть на лист бумаги, только аккуратно, поскольку упавшая на пол скорлупа очень колючая и может уколото ребенка и напугать. Подсохшая скорлупа замечательно разукрашивается красками!). Кроме яичной скорлупы можно использовать сухую манную крупу или соль. Тоже хорошо клеиться и красится.
Мы с Максимом под разные праздники, разной родне, наделали штук 5 или 6 таких картинок. У некоторых наших бабушек они висят на стенах. Это были – кораблики, вазы с цветами, домик, ракета. Потом ему надоело. Но зато теперь он спокойно относится к спичкам и если просит с ними поиграть, то исключительно, чтобы составить какие-то фигуры.
---игры с пуговицами.
С пуговицами на самом деле существует огромное множество игр. И все они разнообразны!
Перебирание пуговиц– по цвету, по форме, по количеству дырочек.
Нанизывание пуговиц– на нитку с иголкой, на тонкую проволочку, на толстую проволочку, на веревочку и т.д. Нанизывание по цвету, чередование по форме и размерам.
Выкладывание узоров из пуговиц с последующим их приклеиванием к картону.
Застегивание пуговиц на одежде.
Пришивание пуговиц.
Как раз пришивать пуговицы на салфетку Максиму понравилось больше всего. Он и сейчас иногда просит «Мама, давай пуговицы попришиваем!». Сам достает нашу салфетку с уже пришитыми пуговицами, пуговицы, нитки нужного цвета и садится пришивать. Самое сложное, конечно, не перегнуть нитку с изнанки на лицо. А в остальном – ему очень нравится. Еще я учила его делать и пришивать петельки, но пока он эту науку еще не осилил.
---рисование свечкой.
Очень оригинальный способ рисования. Для этого вам понадобятся лист жесткой бумаги, краски гуашь и острая свечка. Изначально лист бумаги надо полностью закрасить желаемым цветом. Дать ему высохнуть. А затем рисовать какой-нибудь крупный рисунок. Например, на голубом фоне белый снеговик. Или на желтом фоне – солнышко. Вариантов много – надо проявить смекалку и сделать.
---игры с веревочками и красками.
Возьмите веревочку средней длины. Шнурок, или толстую нитку. Не менее 20 см. Предложите ребенку выложить из нее контур какого-нибудь предмета или животного. Начинать надо с простых. Проще всего сложить круг, а вот квадрат уже сложнее, поскольку углов у веревочки нет и их надо выложить. Не так и много предметов, которые можно сложить из веревочки, но они есть и надо пофантазировать.
Сложная игра – это когда ниточку макают в краску и бросают (только аккуратно!) на лист бумаги. Из полученных контуров пытаются дорисовать и нарисовать какую-нибудь картинку или только предмет. (Осторожно, выпачкаться можно с ног до головы!)
---складывание оригами.
Самые простые и доступные это вертушки на палочках. Ох, сколько штук мы их наделали!! И цветные, и белые, потом разукрашивали сами, и новогодние. Дарили всем детям на улице, на площадке, ходили с ними в гости, на новогодние елки. Радости было – неописуемо. И дети радовались, и взрослые. Делается просто и легко, сложность только - найти ровные палочки и прикрепить. Крепил у нас папа, кнопками, а мы их штамповали. Иногда делали на пластмассовые палочки - клеили скотчем. Но тогда они не крутились, а просто сидели на палочках.
Как правильно сделать вертушку и другие оригами, вы можете узнать из Журналов №9, №14-16 « Юные Боги»
---вырезание снежинок.
Главное в снежинке – это правильно ее сложить, а уж вырезать – фантазии хватит на всех. У каждого будет своя неповторимая снежинка, и даже у одного и того же человека все снежинки чем-то, но будут отличаться!
---имитация игры на фортепиано и дудочке.
Предложите ребенку поиграть на вымышленном фортепиано, т.е. на столе. Разучите с ним, какие бывают ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Ключи (скрипичный и басовый). Это все можно порисовать в воздухе и пропеть. Так же очень полезно разучить и петь небольшие песенки и имитировать игру на фортепиано, и на дудочке. Следите, чтобы при такой игре у ребенка ручки были правильно поставлены, а не положены, имели форму полукруга, как будто держит яблочко.
«Дети, наученные тонко различать шумы, растут более музыкальными. Они довольно быстро понимают, насколько разными могут быть шумы. Ритм и темп музыки, пения или игры соотносится с чувствами и темпераментом ребенка. Музыка необходима и для развлечения детей, через нее они себя выражают. Малыши часто превращают свое настроение в мелодию, они спонтанно движутся в музыкальном ритме и, играя на самодельных музыкальных инструментах, меньше стесняются, чем взрослые».
Детские музыкальные инструменты должны быть у каждого ребенка. Это и барабан, и дудочка, и трещотки, и свистулька, и пианино. На всех этих инструментах ребенок должен играть сам и петь. Конечно, для некоторых родителей это просто шум, но для ребенка – это радость!
У нашего Максима есть небольшой синтезатор, на 4 октавы. Там же, нажав на определенные кнопочки, можно самостоятельно воспроизвести мелодию и танцевать под нее.
Я, имея среднее музыкально образование, научила его многим детским песенкам из советских мультфильмов. Я играю, а Максим поет с удовольствием. Сейчас учится и сам играть, но только в охотку – футбол его больше привлекает.
Лучше приобрести ребенку диски или кассеты с детскими песенками и аудиосказками. Они хорошо развивают слуховую память.
---лепка из пластилина.
Песок, глина, пластилин – это неотъемлемые части развития детского творчества. Во время работы с пластилином развивается сенсорное восприятие, речь ребенка, зрительное восприятие, умение ориентироваться в пространстве. Лепить можно что угодно: овощи, фрукты, ягоды, вареники, змейку, игрушки, животных, птиц, рыб, снеговика, грибы в корзинке, детскую посуду и композиции с природными материалами.
У Елены Мулюкиной на сайте «Пластилиновый театр» вы найдете огромное множество идей и информации, как научить ребенка лепке.
Лепка из соленого теста.
(на 4 чашки муки, чашка соли и полторы чашки воды) Все смешать, масса должна быть густая, но чтобы с ней можно было работать. Из такой массы можно вылепить всевозможные фигурки, как плоские, так и объемные. Потом их можно выпекать в духовке, а когда высохнут – расписать акварельными красками или украсить.
---конструирование или объемные аппликации.
Другими словами это поделки. Поделки из бумаги, из картона, из природных материалов, из всего этого вместе взятого и т.д. и т.п. В основном это были какие-то игрушки, как мелкие подарочки детям-гостям, или поделка под какой-нибудь праздник: Новый год, день рождение, Пасха, 8 Марта и т.д. Все поделки придумывала я сама, и в своем большинстве делала тоже я. Но Максим принимал активное участие в том, что помогал вырезать (то что ему доверялось!), клеить, соединять, лепить, посыпать, вкручивать и т.д.
Сейчас, когда он уже заметно подрос и повзрослел, набрался навыков и умения, он придумывает какие-то идеи сам. Сам их рисует, сам вырезает, сам склеивает. И конечно же самые главные его идеи это рисовать настольные игры. Как мама! Играми их конечно и назвать нельзя, но уже заметно видно, где «старт», где «финиш», а где надо «пропустить ход», а где «сделать дополнительный». Поистине дети копируют образ жизни родителей!
Кстати, поделки и игрушки из натуральных природных материалов, таких как дерево(разное), каштаны, желуди, шерсть – можно увидеть и даже заказать на сайте Клуба Уникальных Игрушек.
Это все, и многое другое, мы делали с Максимом весь прошлый учебный год. В перерывах между занятиями чтения, математики, языками и письмом.
Дальше я расскажу, как мы занимаемся сейчас, и что из этого выходит.
Продолжение следует….