Считалось, что в этот день Солнце съедает змей Коротун. Всесильная богиня Коляда, в Днепровских водах, рождала новое солнце – маленького Божича. Язычники пытались защитить новорожденного. Они прогоняли Коротуна, который хотел съесть новое Солнце, а потом ходили от избы к избе, чтобы оповестить людей о рождении нового Солнца, а изображение этого солнца носили с собой.
Эта традиция сохранилась и сегодня.
А после восхода на небе зари, колядовальщики ходили дворами и пели величальные песни о солнце, месяце и звездах. Эти песни и стали называть колядками.
На этот раз я не буду описывать, как мы провели праздники, а пока только свои размышления по поводу их проведения.
Долгое время я собирала информацию, как в старые времена праздновали Коляду, но ответа на вопрос ПОЧЕМУ делалось всё именно так, а не иначе, я не находила. Ответ этот пришёл мне сегодня сам собой, изнутри, когда я сочиняла призказки для .... лучше напишу весь сценарий, с пояснениями, как я это вижу.
Праздники начинались не 25-го декабря, а за неделю до рождества Красна Солнышка. В этот период происходит своего рода разгул нечистой силы. В христианстве он приходится на вторую неделю святок, но, я думаю, традиции были изменены, что б приурочить их к христианским событиям. В эти дни молодёжь и дети одевались в костюмы бабы яги, кикиморы, чертяки, и др. "тёмных", и ходили от хаты к хате, что б сделать какую-нибудь пакость. Интересно, что в нашей местности и сейчас принято пакостить в эти дни. Это мне наш сосед рассказывал, что если 12-го декабря (здесь почему-то до сих пор считают, что самый короткий день 13-го, хотя календарь сменился ещё сто лет назад) в доме, где есть девушка на выданье, не напакостили, то это плохо. Почему, не знают, так старики говорят, и они придерживаются традиции. Стараются либо корову перевязать, либо в дымоход сена запихать... Как-нибудь, лишь бы нашкодить.
Так вот. Ряженые ходят и стараются сделать пакость, шумят, мычат, ну, кто во что горазд. Выходит на порог хозяйка дома. Дальше идёт призказка (придумано мной):
- Ой вы, духи навьи, духи тёмные.
В дом мой не стучитеся, не ломитеся,
на беду не воротитеся.
- Ты, хозяйка, угости нас, стол накрой.
Обойдём твой дом мы стороной.
- Угощенья вы отведайте мои,
что бы впредь меж нами не было войны.
Долгое время я не могла понять, почему надо было задабривать навьих духов. По себе знаю, стоит только показать этим гаврикам, что здесь их потчуют, так они ещё и братву приведут. )))) Ответ оказался до ужаса простым: пока не примешь в себе, не разберёшься с тем тёмным, что в тебе сидит, творить Свет никак не сможешь. Вот, в чём сакральный смысл этого действа. Когда уравновесишь в себе все энергии, действительно, все беды стороной обходить начинают. О техниках работы с негативом есть много литературы, да и на страницах этого сайта немало писалось (см. "Саморазвитие, освобождение мысли). Именно поэтому и праздновались Святки накануне Рождества Красна Солнышка, а не в день открытия врат нави, как на Западе хелоуин.
Вечером 24-го начинается непосредственно праздник. Сценарий праздника в каждом поселении может быть свой: это и подготовленные заранее номера, и конкурсы, и игры с хороводами. Проводится праздник у подножия горки, что бы под конец празднования закатить на гору горящее колесо 12-ти секций. "Чтоб помочь солнышку подняться". А на горке уже ждёт подготовленный заранее хворост и дрова, чтоб разжечь костёр Коляды.
Я не поддерживаю сожжения соломенного чучела Коляды, Масленицы, Купалы.. По-моему, чучело, хоть и соломенное, но это образ человека. При созерцании сожжения его я не помню, что б испытывала каких-то положительных эмоций. Тоска, боль какая-то в душе. Другое дело просто костёр. Помните пионерские костры? Сколько позитивных эмоций они вызывали! Я предлагаю именно такие костры разводить. К тому же, здорово было бы сжигать в них какие-нибудь старые вещи, чтоб с ними всё, что было плохое, сгорело навсегда.
Ну, и собственно, КОЛЯДА. 25-е декабря.
По другой версии, ряженые в костюмы козла, медведя, коней и др. животных, символизируют изобилие и богатство, поэтому ряженые ходят с колядками. Молодёжь, как сейчас это и принято, поёт колядки. Но не Рождественские христианские, а Рождества Красна солнышка.
Как пример, привожу нашу семейную колядку, придуманную мной и мужем. Мы уже 2 года как исполняем её 25го декабря в домах наших единомышленников.
Колядушечки, коля-колядушки
Родилось Солнце у горы макушки
И на воробьиный скок
Стал длиннее наш денёк,
С Рождеством (2 раза)
Родилось Солнце у горы макушки
Собрались все окрестные зверюшки
Даже старый воробей
Пригласил своих друзей
В хоровод (2 раза)
(берёмся за руки, ведём хоровод)
Здравствуй, солнышко, золотое, ясное
Новый день стал светлее и прекраснее
Стал длиннее наш денёк
Значит скоро Новый год
К нам придёт! (2 раза)
С Рождеством Красна Солнышка!!!!
Святки гулялись вплоть до самого Нового года. А вот посевания я предлагаю перепоручить Масленице. Зимой-то зерно не сеется!
Святочный период можно назвать временем активного формирования новых семей - почти каждый вечер, кроме сочельников, молодёжь проводила Святочные игрища. К тому же, на Святки было принято отправлять заневестившихся девушек в гости к родственникам или подругам, живущих в более крупных деревнях или селах, где можно было найти достойного жениха. Девушки старались привлечь к себе внимание с помощью ярких праздничных нарядов, умения петь, танцевать, поддерживать беседу, а также, демонстрируя свой характер, веселый и бойкий, но в то же время и скромный, что в народных представлениях считалось эталоном девичьего поведения.
Своеобразным испытанием готовности к браку, затрагивающим сферу сексуальных знаний, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко "машкаровалась" и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.
Конкретным шагом к такому важному жизненному событию, как свадьба, являлся обычай являлся обычай зимних "смотрин невест", проходивших в разных местностях в сроки, близкие к Святкам - чуть раньше или чуть позже, - но чаще всего в последний день святочного периода.
Ну, и как без Святочных гаданий? Считалось. что во время Святок закладываются судьбы людей на предстоящий год, и именно в Святки эти судьбы можно было предугадать с помощью примет, гаданий, оценки правильности или неправильности проведения обрядности, установленной традицией. В случае неудовлетворительного прогноза считалось возможным изменить, поправить судьбу. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.
Для чего нужны Святки?
Святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни природы, в том числе и каждого отдельного человека как части природы. Вместе с этим, две Святочные недели представляли собой важнейший период, когда происходила "передача" от старших младшим коллективного знания, то есть закрепленного в веках знания многих поколений. Получение новыми поколениями этого знания делало возможным сохранение и дальнейшее развитие культурной традиции. Поэтому, несмотря на то, что Святки считались молодежным праздником, роль стариков в этом празднике была очень важной - старики, по народным представлениям, были наиболее близки к "иному" миру, они оказывались посредниками между молодостью и вечностью, поддерживали традицию и передавали свой опыт и знания молодому поколению.
Передача опыта происходила на словах в виде сказок и преданий, в виде наставлений во время обрядов, именно старики и пожилые люди святочными вечерами на игрищах и дома загадывали загадки, рассказывали сказки и былички детям и молодежи. Им же принадлежала ведущая роль в исполнении некоторых обрядов, в руководстве молодыми в обрядовой ситуации, в трактовке и разъяснении примет и гаданий и т.п.
За всеми этими многочисленными яркими обрядами и событиями, превращающими две святочные недели в чрезвычайно эмоциональное и красочное действо, стоят древние мифологические представления, позволяющие понять место и значимость Святок в ряду праздников календарного цикла.